Полезные статьи

Как вырастить ребёнка креативным?


На занятиях в театральной студии «Неудержимые» особенное внимание уделяется развитию креативного мышления. Так называют способность генерировать оригинальные и одновременно ценные идеи, находить неочевидные выходы из сложных ситуаций и решать вопросы и задачи нестандартным способом.

Чем креативность отличается от развитой фантазии

Фантазия ‒ это способность человека видеть в обыденных вещах что-то нестандартное и интересное. И в то же время фантазия ‒ это ситуация или вещь, не соответствующая реальности, а всего лишь выражающая желания или негативное мышление того, кто фантазирует. То есть фантазийные идеи редко можно отнести к созидательным.

Человеку необходимо уметь фантазировать. Это действительно самый простой способ взглянуть на мир под другим углом, найти свой собственный источник вдохновения. Умение фантазировать ‒ это неотъемлемая часть творческой деятельности. Например, писатель на основе нескольких документов придумывает и описывает целую историю.

В этом и состоит главное отличие фантазии от креативности, в возможности реализации придуманного. Идеи, созданные на основе фантазий, годятся только для творчества, для создания произведений искусства. Нестандартные же идеи, созданные креативным мышлением, можно воплотить в жизнь, и получить ощутимую пользу.

Можно даже сказать, что фантазия ‒ это возвышенные идеи, а креативность ‒ что-то нестандартное, но приземленное, всегда имеющее вещественное воплощение и развитие.

Кому это нужно в наше время

На первый взгляд может показаться, что креативность нужна только людям творческих профессий. Но это не так. По итогам Всемирного экономического форума в 2020 году она заняла третье место в перечне самых востребованных навыков будущего. И со временем ее ценность будет только возрастать.

Действительно, сейчас все чаще в список требований к кандидатам на многие должности включают способность креативно мыслить. Это неудивительно, ведь даже в технических профессиях нестандартное мышление дает преимущество сотруднику. Креативный программист может найти простое и изящное решение задачи, а проджект-менеджер легко обнаруживает новые, более эффективные способы организации работы.

Современный мир меняется с космической скоростью, и принимать эти изменения, использовать их для развития компании могут только креативные сотрудники.

Творческий потенциал есть у каждого человека, но не все способны почувствовать в себе творческое начало и полностью раскрыться. Если это получилось, такой человек с удовольствием придумывает, как улучшить свою жизнь и сделать работу более эффективной, придумывает нестандартные идеи и ищет новые знания.

Творческое мышление понадобится и в самых рутинных делах. Например, если вы делаете ремонт или отправились путешествовать. Да даже если вы сидите дома в декретном отпуске, оно вас выручит. Попробуйте-ка каждый день придумывать вкусный и полезный ужин на всю семью! Творческий подход к домашнему хозяйству сделает из вас супер-маму.




Зачем креативность в раннем детстве

Навыки креативного мышления напрямую способствуют развитию личности и эмоционального интеллекта.

Творческим детям проще усваивать информацию. Ведь их мозг обучается с неизменным интересом и энтузиазмом, запоминает факты, анализирует их и пытается найти им применение. То есть, малыши с развитым креативным мышлением сразу делают далеко идущие выводы и пытаются использовать на практике все свои теоретические познания.

В школьный период креативность помогает подростку лучше понимать мир, который его окружает. Ему проще адаптироваться к меняющимся условиям. Креативные подростки легче справляются с психологическими проблемами быстрее находят решения в сложных ситуациях. И конечно же, лучше учатся, им проще усваивать учебные материалы.

Особенности подросткового периода

Психологи считают подростковый возраст одним из самых благоприятных периодов для развития креативности. Подростки очень эмоциональны, и легко улавливают даже самые сложные связи между происходящими событиями, могут быстро выполнять задания, переосмысливать события и устанавливать новые связи между людьми и ситуациями.

В подростковом возрасте формируются собственный вкус, оценка окружающих людей и явлений. Вырабатывается своя линия поведения. Появляется конфликтность, особенно если по мнению подростка, взрослые пытаются вмешаться в его жизнь и контролировать ее.

Основные базовые потребности подростка ‒ это потребность в любви, принятии и признании. Ведущей деятельностью становится та, что определяет самые важные изменения личности и внутренних психологических процессов

Особенности развития креативности подростков состоят в том, что современная система школьного образования никак не поддерживает творческие стремления школьников. Традиционные технологии преподавания в школе ориентируются на некоего среднего ученика, они не предполагают решения нестандартных задач, или упражнения на развитие креативного мышления.

Поэтому помочь подростку получить навыки творческого мышления могут только родители либо специальные дополнительные занятия.

Можно ли развивать креативность у школьников

Каждый ребенок уникален. Важно, чтобы его индивидуальность сохранялась в любых развивающих занятиях. Не ждите, что ваш ребенок начнет нестандартно мыслить через неделю после начала занятий. Не торопите малыша, позвольте идти своим темпом, дайте ему время, чтобы развить навыки креативного мышления. Вот несколько советов, как можно стимулировать развитие креативности детей младшего школьного возраста:

1. Создайте творческое пространство для занятий. Выделите уголок в квартире, где будут краски, карандаши, пластилин, другие материалы для творчества. Не контролируйте этот уголок, пусть ребенок обустроит его так, как ему самому удобно.

Рисуйте вместе скетчи, делайте поделки, лепите фигурки из пластилина, шейте платья для кукол ‒ все эти активности развивают мелкую моторику и раскрывают творческий потенциал.

2. Поощряйте свободу выбора. Позвольте вашему малышу самому принимать решения. Пусть выбирает, что он хочет есть на обед, во что хочет одеться и чем он хочет сейчас заниматься. Эти нехитрые действия помогут ему в дальнейшем развить уверенность в себе и в своих решениях.

3. Работайте с ошибками. Учите тому, что ошибка ‒ не катастрофа, а всего лишь часть обучающего процесса. Все ошибаются, и только метод проб и ошибок может привести человека к успеху. И в этом методе ошибки не менее важны, чем удачные пробы. Поощряйте пробовать новое и не бояться ошибок. Учите малыша не сдаваться после первой попытки, а пробовать сделать что-то еще и еще раз, пока не получится.

Учите также рефлексировать, объективно размышлять о прошедших событиях. Обсуждайте с ребенком его идеи и решения, но ни в коем случае не критикуйте способ мышления. Помогайте анализировать, что получилось сделать хорошо, а над чем можно еще поработать.

4. Цените интересы ребенка. Если ваш малыш чем-то увлечен, у него есть любимое занятие, поддерживайте этот интерес. Покажите, что вы очень цените его творческие порывы. Это не обязательно будет спорт или игра на музыкальном инструменте. Возможно, ваш малыш коллекционирует марки или мастерит модели самолетов ‒ это тоже отличные хобби! А может быть, он просто любит читать?

Придумайте для вас совместное занятие, связанное с этим увлечением. Любит снимать видео? Заведите видеоблог, монтируйте вместе ролики, пишите к ним описание. Помешан на аниме? Создавайте вместе костюмы для косплея, пишите фанфики. Всегда можно найти занятие, которое будет и увлекательным и полезным.

Любит только смотреть видео? Ничего страшного, есть занятия и для такого случая. Предложите поменять местами главных героев его любимого фильма, и рассказать, что получится. Или переписать окончание известного аниме, или написать сценарий ролика для блогера.

5. Играйте в «мозговые штурмы». Выберите какую-то проблему, и обдумывайте ее вместе. Обсуждайте развитие истории, ищите нестандартные выходы из ситуации или просто неожиданные решения вопроса.

Еще одно совместное занятие ‒ проводите с ним научные эксперименты в домашних условиях. Можно купить для этого специальные игровые наборы, а можно использовать базовые знания физики и химии. Можно сто раз прочитать определение неньютоновской жидкости в учебнике, и все равно ничего не понять. А можно один раз смешать воду с крахмалом и увидеть такую жидкость своими глазами.

6. Читайте вместе книги и играйте в настольные игры. Книги станут источником вдохновения для малыша, научат его мыслить широко, не ограничивать рамки своей фантазии. Настольные игры научат строить победные стратегии, мыслить масштабно. Можно использовать не только игры на развитие креативности или стратегического мышления, но и простые веселые игры, типа «Верю - Не верю».

7. Путешествуйте с ребенком. Экскурсия в другой город, выезд на пикник, поездка на море ‒ все это даст новую пищу для размышлений.

Но чтобы получить материал для фантазии и воображения, не обязательно ехать на Бали. Достаточно гулять вместе в парке и обсуждать увиденное. Или сходить на детскую площадку не в своем дворе, а в соседнем квартале. Это уже будут новые впечатления, которые дадут толчок работе мозга.

Кроме того, психологи считают, что мозг мыслит более нестандартно, если тело находится в движении. Попробуйте на прогулке время от времени останавливаться, внимательно разглядывать и описывать все, что вас окружает. Это занятие может помочь активизировать мысли, которые прячутся глубоко внутри мозга ребенка.

Любого родителя интересует вопрос, как вырастить ребёнка креативным. Развитие креативности ‒ важная задача не только для родителей, но и для педагогов. И не последнюю роль в этом процессе играет личный пример взрослых.




Как развивать креативность у взрослых

Вот несколько упражнений, которые помогут вам развить способность находить нестандартные решения.

1. Создайте дистанцию между собой и проблемой. Попробуйте представить, что вы решаете не свою задачу, а чужую. Какой бы вы дали совет? Что необходимо сделать, чтобы найти решение это ситуации?

Такая практика снимает внутренние ограничения, мозг начинает мыслить более творчески. И чем больше воображаемая дистанция, тем быстрее вы увидите неожиданные взаимосвязи между, казалось бы, не имеющими ничего общего идеями.

2. Переосмыслите ситуацию. Сделайте несколько шагов назад в решении проблемы. Можно ли начать ее решать с другого конца? Использовать другие инструменты? А может быть, можно вообще ее не решать, а поступить как-то совсем иначе? Может быть, нужно совсем другое решение?

3. Используйте полный спектр эмоций. Любые сильные эмоции стимулируют творческие решения и идеи. Конечно, не стоит специально загонять себя в отрицательные эмоции. Но если вы почему-либо уже в негативном состоянии, злитесь, нервничаете ‒ попробуйте в этот момент вернуться к проблеме, требующей вашего внимания. Вполне возможно, что негативная эмоциональная энергия выльется в новое, нестандартное решение вопроса, или в неожиданную идею.

4. Скучайте. Вот такое неожиданное упражнение для развития креативности. Отложите гаджеты, книги, домашние дела. Выключите музыку и телевизор, и начинайте скучать. У вас не должно быть никакого занятия. В состоянии скуки активизируется мозговая деятельность, рождаются новые идеи. Мозг понимает, что в окружающей действительности чего-то не хватает, и начинает придумывать идею, чего именно не хватает и как это исправить.

5. Медитируйте. Исследования мозга показывают, что медитация ‒ это не только отличная техника для расслабления и успокоения. В процессе медитирования стимулируется творческая часть мозга, креативное мышление, способность придумать неожиданную идею. Даже несколько минут медитации в день могут помочь вам начать мыслить нестандартно, найти новую идею, решение давнего вопроса.

И конечно же, общение с детьми максимально стимулирует нейронные связи в мозге и способность находить нестандартные решения. Кто, как не дети, генерируют и воплощают в жизнь самые неожиданные идеи?

Какие дополнительные занятия могут помочь

Вне всякого сомнения, любое творчество развивает воображение. Никто не сможет стать креативным без развития творческих навыков.

Можно сказать, что формула креативного мышления ‒ это знания плюс воображение, то есть это способность моделировать будущие события на основе какой-то исходной информации.

Отличным решением для развития креативности ребенка станет посещение театральной студии, и занятия по актерскому мастерству для детей подросткового возраста.

Во-первых, сыграть даже маленькую роль на сцене ‒ это уникальный психологический опыт. А во-вторых, любая театральная постановка оживляется только воображением актеров и режиссера. Театр можно считать лучший тренингом навыков воображения и представления. Ну и кроме всего этого, занятия актерским мастерством развивают у ребенка уверенность в себе, харизму, владение речью. И плюс нескучное знакомство с классической литературой.

Развитие креативного мышления как раз и основывается на всех этих принципах в совокупности.

Таким образом мы видим, что занятия актерским мастерством, сценическим искусством играют огромную роль в деле развития креативности у детей и взрослых.