Полезные статьи
2023-12-03 11:30

Как бороться с проблемами речи у ребенка?


Наиболее совершенная форма коммуникации людей ‒ речь. Она присуща только человеку. Такое общение позволяет людям обмениваться мыслями, делиться своим мнением, взаимодействовать друг с другом. Поэтому в театральной студии «Неудержимые» уделяется так много внимания его развитию.

Это особенно важно в раннем возрасте, ведь это средство связи с окружающим их миром. В современном мире детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше. Так называют отклонения от нормы, которые мешают социальной адаптации и общению со сверстниками и со взрослыми. У многих детей бедный и однообразный язык, они плохо выговаривают звуки, или не выговаривают их совсем, позже, чем положено, начинают разговаривать. Если речь ребенка непонятна для окружающих, ему сложно общаться, сложно объяснить что он хочет.

Речевые нарушения возникают по целому ряду причин, они делятся на биологические и социальные. Биологические факторы риска ‒ это проблемы в период беременности матери и в первые месяцы жизни (травмы, нейроинфекции, гипоксия, уменьшение срока вынашивания плода, наследственные и генетические заболевания). К социальным факторам риска, от которых страдает возможность свободно излагать свои мысли, относят дефекты дикции окружающих, педагогическую запущенность, неадекватное воспитание, необходимость усваивать два и более языка одновременно, и другие. Нарушение речевого развития могут также спровоцировать сильный испуг или стресс.

Расстройства делятся на 4 типа: заикание, нарушение голоса, нарушение артикуляции, двигательные нарушения (дизартрия, апраксия).

Заиканием называют расстройство ритма речи и ее беглости из-за непроизвольного повторения слов или отдельных звуков, удлинение слогов или полную временную блокировку голоса.

Нарушение голоса фиксируют, когда звук не может быть произведен должным образом. Например, снижена интенсивность звука, снижено качество голоса. Часто наблюдается сбой координации дыхания во время говорения.

Из-за физиологических или неврологических проблем чаще всего возникает нарушение артикуляции, невнятная речь, неправильное или неполное произношение звуков. Тогда его становится сложно понять, так как многие слова он говорит непонятно и неправильно.

В результате серьезных поражений центральной нервной системы возникают двигательные нарушения, как правило, связанные с повреждением артикуляционных мышц.

Выделяют несколько периодов роста, критичных для развития. В период 1-2 года идет интенсивное развитие речевых зон головного мозга. По окончании этого периода малыш должен знать свое имя, активно взаимодействовать с родителями, вступать в коммуникацию с другими детьми на площадке.

К возрасту 6-7 лет устные навыки у дошкольника сформированы, и он поступает в школу, где должен овладеть также письменными навыками. Правильное и своевременное развитие речи у ребенка ‒ залог гармоничного формирования его личности. Однако проблемы с речью у школьников также не редкость, и впоследствии они перерастают в проблемы обучения. Неразборчивая речь мешает школьнику общаться с одноклассниками, отвечать у доски и защищать свои проекты.

Каждый развивается в своем собственном темпе. Но в любом случае, если к двум годам младенец не произносит хотя бы несколько слов, а к трем все еще не появились связные фразы ‒ стоит обратиться к специалистам, которые работают с проблемами такого рода, и смогут помочь ему.

Возможность свободно общаться со взрослыми и со сверстниками имеет неоценимое значение для совместных игр, и в конечном итоге ‒ для формирования адекватного поведения и эмоциональной сферы маленького человека.

Если ваш малыш совсем ничего не говорит к двум годам, нужно исключить основные факторы риска и сделать следующее:

  • Обратить внимание на повседневное поведение. Как он предпочитает играть, как общается с другими людьми, отличается ли его поведение от поведения сверстников. Иногда проблемы с формированием речевых навыков могут быть следствием расстройств аутического спектра или других отклонений в психическом развитии.
  • Проверить слух. Речевые навыки не могут быть нормально сформированы, если наблюдаются проблемы со слухом.
  • Понять, хорошо ли малыш понимает обращенные к нему слова. Проверить, может ли он выполнить простое задание, если вы не сопровождаете его пояснительными жестами.

Если вы видите, что что-то идет не так, и есть проблема развития речи, нужно получить консультации у специалистов, работающих с нарушениями такого рода: невролога, психолога, логопеда. Обращение к врачам на ранней стадии поможет предупредить серьезные проблемы.

Какие бы отклонения вы не обнаружили, заниматься их исправлением обязательно, не пускайте процесс на самотек. Легкие речевые проблемы можно полностью устранить за довольно короткий срок. Средние и тяжелые расстройства корректируются частично, но и это может сыграть огромную роль в жизни малыша.

Есть такое предположение, что современные дети слишком умные. Они понимают, что не могут говорить также хорошо, как взрослые, поэтому просто копят словарный запас. Каждую историю нужно рассматривать индивидуально. Действительно, иногда малыши долго молчат, а потом начинают разговаривать сразу фразами. Тем не менее, специалисты считают, что у таких детей был бы выше уровень развития, сформируйся у них этот навык своевременно.

Малышу со временем предстоит адаптироваться к школьной жизни, и задача родителей – помочь ему максимально безболезненно влиться в новый коллектив с новыми правилами. Внятные, четкие фразы и умение формулировать мысли ускоряют социализацию.

Хотя учителя с этим борются, но деток с речевыми нарушениями часто дразнят в школе. Поэтому очень важно, чтобы вашего школьника понимали сверстники и окружающие. Это повлияет на его самооценку и желание в целом адаптироваться к жизни в обществе.

В школе на первый план выходят и нарушения письма и чтения. Их можно заметить в старшем детсадовском возрасте или в первых классах школы. Это дислексия (неправильное опознание букв и формирование слов из них, сложности с чтением), дисграфия (при письме буквенные знаки смешиваются, переставляются или пропускаются).

Родители могут предпринять ряд мер по стимуляции формирования речевых навыков. Развивать малыша нужно в процессе совместной игры, и начинать эти занятия можно уже с полугода, так как именно в это время у малыша формируется способность понимать обращенные к нему слова. Регулярные занятия с малышом обязательно принесут свои результаты. Вот несколько лайфхаков, как исправить ситуацию и помочь малышу сформировать речевые навыки:

1. Если младенец подолгу сосет соску, несколько часов в день, постепенно сокращайте это время. Специалисты отмечают, что такие младенцы позже начинают говорить, сосание соски становится причиной неправильного развития артикуляционных мышц и всего артикуляционного аппарата в целом. И им тяжелее правильно выговаривать буквы.

2. Расширяйте словарный запас. Почаще показывайте что-то новое, при этом четко произнося название. Если малышу что-то непонятно, объясните. Вы можете показывать ему самые простые вещи на улице, в книгах, из окна ‒ всё будет интересно.

3. Проводите все занятия в форме веселых подвижных игр. Не сидите смирно на одном месте над карточками с картинками, а просите попрыгать и побегать с ними, или поиграйте в прятки.

4. Делайте вместе артикуляционную гимнастику. Это не обязательно должны быть такие серьезные занятия, как у логопеда. Облизывайте губы от варенья, дуйте на кусочек ваты, надувайте щеки, цокайте, как копыта лошадок ‒ есть масса веселых, при этом исключительно полезных упражнений.

5. Повторяйте друг за другом. Сначала вы повторяете за малышом слоги, которые он произносит. А затем пусть он постарается повторить за вами новые для него звуки.

6. Развивайте мелкую моторику. Стимуляция нервных окончаний на пальцах и ладошках развивает речевую функцию. Существует великое множество веселых игр на развитие мелкой моторики: рисование пальцами (специальными красками или по рассыпанному песку), доставание мелких игрушек из емкости с крупой, нанизывание бусин на веревочку. Есть специальные стихи, во время произнесения которых нужно делать определенные движения, это тоже весело.

7. Побольше читайте и рассматривайте картинки в книгах. Новые слова и картинки, тактильный контакт с родителем, а также постоянно слышимые новые слова ускорят формирование речевых навыков.

8. Пойте вместе. Заучивайте детские песенки наизусть. Хорошее настроение и певучесть, плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

9. Перестаньте понимать язык жестов. Если ребенок показывает пальцем ‒ просите сказать словами, куда смотреть. Задавайте наводящие вопросы, всё проговаривайте, и постепенно он научится понятно объяснять, что ему надо.

10. Не упрощайте свои слова. Учите сразу говорить слово «собака», а не «ав-ав». Можно изредка умиляться речевым ошибкам, но неразвитая речь ‒ не повод поощрять ошибки и уж точно не стоит повторять их за малышом.

11. Намеренно путайте слова в песенках и книгах. Ребенок с большим удовольствием будет вас поправлять, и говорить, как должно быть правильно!

12. Заинтересованное общение с родителями играет огромную роль в развитии речи ребенка. Проявляйте внимание, слушайте с интересом всё, что он говорит вам. Задавайте вопросы, хвалите его, таким образом стимулируя рассказать вам обо всех событиях его дня. Но не заставляйте малыша это делать.

13. Не включайте фоном телевизор. Чтобы речевые навыки развивались, нужно постоянно слышать четкое, чистое произношение. Включенный же постоянно телевизор всего лишь создает шумовой фон.

14. У современных детей с нарушением речи часто наблюдается зависимость от гаджетов. Чрезмерное увлечение короткими роликами, играми и другими радостями интернета в раннем детстве также может быть причиной недоразвития речи у детей.


Если родители имеют твердое намерение помочь сформировать речь ребенка проблемы и решения могут быть разными. Проблемы развития речи у малышей дошкольного возраста можно эффективно решать с помощью сюжетно-ролевых игр. Это очень благодатная среда для того, чтобы решать проблемы развития речи детей. Во время игры у малыша формируется естественная потребность говорить. Он называет персонажей игры, обозначает их действия, выражает свои мысли чувства.

Для школьного возраста один из самых эффективных методов ‒ занятия в театральной студии. Наши преподаватели применяют в работе специальные методики, которые решают проблемы обучения детей с нарушениями речевого развития.

На занятиях актерским мастерством ученики делают артикуляционную гимнастику, которая помогает бороться с нарушениями. Ведь чем лучше у актера развита артикуляция, тем четче он будет говорить на сцене.

Постановка голоса ‒ это одна из главных составляющих сценического искусства. Голос актера должен на сцене звучать ярко, громко и выразительно. Хорошо поставленный голос приковывает к себе внимание зрителей.

Поэтому у деток, которые приходят в театральную студию «Неудержимые», мы развиваем голосовые данные, чтобы они могли свободно пользоваться голосом на сцене. Для этого нужно научиться правильно дышать и избавиться от напряжения мышц, которые принимают участие в произнесении звуков. Также нужно овладеть тембром своего голоса, управлять им в зависимости от эмоциональной окраски произносимых слов.

Это сложные задачи для школьников, но наши педагоги умеют их решать. В отличие от посещения логопеда, которое для многих детей становится огромным психологическим стрессом, занятия в театральной студии ‒ это непринужденная атмосфера, малочисленные группы и игровая форма занятий.

На занятиях в театральной студии «Неудержимые» школьники учат скороговорки, декларируют стихи, выступают на сцене и развивают навыки общения со сверстниками. Это оказывает максимально положительное действие на становление речи. Школьник и сам не заметит, как нарушения исправятся, он научится правильно дышать и управлять своим голосом.

Ждем на занятиях в театральной студии «Неудержимые» школьников от 7 лет, подростков и взрослых!